Архив новостей - Отдел образования, спорта и туризма Минского райисполкома

Архив новостей

Конкурс творческих работ «Диалог с поэтом: читаем, обсуждаем, спорим, размышляем…» в рамках проведения республиканской Цветаевской недели

11.10.2017

Сегодня у меня особенный день в школе. Два произведения великих людей меня вдохновили, взволновали. На уроке русской литературы мы познакомились с «Поучением» Владимира Мономаха - великого князя,  воина, мыслителя земли Русской. И мне захотелось самой составить поучение для своих сверстников. На внеклассном мероприятии я услышала открытое письмо М. И. Цветаевой к детям, и тоже решила написать напутствие современникам. В разные века жили эти люди, а обращаются к нам с одинаковыми просьбами, советами, пожеланиями.

    Поэзию М. Цветаевой любят в нашей семье. А фраза из ее письма (слова Корнеля «А я- кто!») вдохновила меня на написание этого напутствия. Я не «никто», а я «кто». Я что-то могу, знаю, готова этим поделиться, сказать напутственные слова, хотя у меня еще не такой большой жизненный опыт.

    «Дети мои», - читаем в поучении Владимира Мономаха. «Милые дети!» - обращается к нам М. Цветаева. А я говорю:

Дорогие мои современники! Прочтите  эти два произведения великих людей, там все так просто и понятно, там подсказывают нам, как жить, как поступать, чтобы мы были на земле люди, а не «нелюди». Читайте хорошие книги. В них можно найти ответы на многие вопросы. Вспоминаю стихи известного поэта, смысл таков: если ты вырос хорошим человеком, не трусом, не подлецом, значит, «нужные книжки ты в детстве читал». А еще строчки из стихотворения М. Цветаевой: «Вы с отрыжками, я - с книжками».

Читайте произведения великой поэтессы, потому что они современны и теперь. «А я до всякого столетья», - пишет она.

Всем известны, наверное, строки из стихотворения  Цветаевой:

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

Я тоже прошу: любите Родину, относитесь с любовью ко всему живому на Земле. Людей цените по их душевным качествам, а не по наличию у них каких-то материальных благ. Сейчас многие говорят о так называемых «престижных» ценностях: богатстве денежном, положении в обществе. А я говорю вам, что лучше иметь не огромный дом, а счастливый дом. А по-настоящему богат, по-моему, тот, у кого много друзей, любящих и любимых людей. И еще я желаю, чтобы вам хотелось всегда больше отдавать, чем получать, тогда будете по-настоящему богаты.

Милые современники, сверстники, сейчас у нас есть все, чтобы мы развивали свои таланты, способности. Но помните о главном таланте - любить. Любить родителей, одноклассников, окружающих людей, людей, нуждающихся в помощи.  С особой любовью относитесь к родителям, ведь они подарили вам жизнь, а вы каждый день дарите им любовь и радость. Также помните о главной способности - прощать. Умейте сказать «прости». Нам  иногда кажется, что в этом слабость, но, я считаю, что в этом сила.

    Дорогие мои знакомые и незнакомые современники, чаще общайтесь друг с другом без интернета, ходите в гости, встречайтесь, вместе отмечайте праздники, вместе наслаждайтесь красотой природы.

        И снова читаю строчки из стихотворений Марины Цветаевой:

Но если по дороге – куст

Встает, особенно рябина

Или:

        Красною кистью рябина зажглась.

Я тоже очень люблю рябину, особенно осенью, в октябре, когда она в оранжево-зеленом сарафане с ярко-красными горящими бусинками-сережками. И я  сочинила маленькое стихотворение, которое посвящаю всем своим современникам, особенно детям:

       В жизни, знаю, всех нас ожидает

       Счастье, радость и немного грусть,

      Но пусть Цветаевой горящая рябина

       Вам ярким светом озаряет путь.

Гузова Виктория Михайловна,

                                                                           учащаяся 6 «А» класса

ГУО «Замосточская средняя школа»

Минского района

___________________________________________________________

Ответное письмо поэту

Дорогая Марина Цветаева!

Меня зовут Алексей Грабовский. Я живу в XXI веке, учусь в Боровлянской гимназии в 5 классе. Я прочитал Ваше «Открытое письмо детям» и решил Вам ответить. Кое в чём хочу с Вами согласиться, а в чём-то немного поспорить.

Вы закончили письмо словами Жуковского: «Романтизм - это душа». В наше время, к сожалению, слова «романтика» и «душевность» не очень популярны и забываются многими людьми. Но я считаю, что душевность должна быть одной из главных черт современного человека. Без души жить нельзя, она складывается из всех качеств, которые Вы перечислили в своём письме.

В начале письма Вы сказали, что никогда нельзя проливать зря воду и выбрасывать хлеб. Я с Вами совершенно согласен, потому что это преступление. На улицах наших городов много людей, которым нечего есть, и поэтому, когда мы просто выбрасываем лишние и ненужные продукты, мы духовно предаём нуждающихся. А ещё мы совершаем преступление против тех, кто прикладывает усилия к тому, чтобы у каждого на столе был свежий хлеб и чистая вода.

Я согласен с Вами также и в том, что никогда нельзя смеяться  с того, кто угодил в смешную ситуацию. Впрочем, если человек угодил в эту ситуацию по собственной глупости, то необходимо указать ему на это. Пусть ему станет стыдно, и в будущем он уже не будет совершать подобных ошибок.

Далее Вы говорили о том, что, когда ты сделал что-то ошибочно, нельзя отвечать: «Все так делают», и, когда упрекают словами: «Так никто не делает», отвечать: «А я - кто!» Это правильно! Я и сам иногда оправдываюсь так перед родителями, говорю, что я такой не один и все так делают. Мама каждый раз мне напоминает, что я всё-таки такой единственный и отвечать за свои поступки должен, прежде всего, перед самим собой. И я сразу вспоминаю, что есть какие-то правила, обязанности, которые я должен выполнять, как и все остальные, конечно! Даже есть такая пословица: «На другого надейся, а сам не плошай».

В наше время «немодно» и «неблагородно» - разные понятия. Можно быть немодно одетым, но благородным. А можно быть одетым очень красиво, но быть грубым и неблагородным.  Следовать моде надо, потому что это отражение культуры и промышленности, но и про благородство никак нельзя забывать!

Я считаю, что сердиться на родителей в минуты сильной вспыльчивости иногда можно, но потом надо обязательно их прощать! Ведь кто в этой жизни ближе и роднее нам, чем мама и папа? Благодаря им мы существуем, они с нами с самого рождения, каждую минуту, пусть даже и мысленно, если не рядом. Ни в коем случае нельзя осуждать их! Вот когда мы сами станем родителями, мы поймём их и сможем объяснить их слова и поведение. Да и сейчас нам всем понятно, что родители всегда желают своим детям только добра и делают всё, чтобы мы были счастливы.

Увидев на дорогое камень (а в роли камня может выступать любая неприятность), нужно убрать его, конечно! Ведь, действительно, ты сам можешь споткнуться, «наступить на свои же грабли». А ещё можно вспомнить пословицу: «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь».

Конечно, надо уступать старшим место в трамвае или автобусе. Так часто видишь, что молодые люди даже отворачиваются, когда в транспорт входит старушка или беременная женщина, и делают вид, что не видят их. Мне всегда стыдно за таких невоспитанных людей. Должны же они понимать, что пожилые люди прожили долгую жизнь и хотят, чтобы к ним относились с теплом и уважением. То же самое и с инвалидами: они и так страдают, нельзя добавлять в бочку их страданий свою каплю.

Нельзя отличать себя от других – в материальном. Все хотят хорошо одеваться, есть, пить и спать. Все хотят жить с удобством и комфортом. Пусть не у каждого есть возможность жить обеспеченно, но все должны к этому стремиться, стараться зарабатывать деньги. И никогда нельзя считать себя лучше других.

Нельзя смеяться над побеждёнными врагами. Унижая других, мы унижаем и себя. Если побеждённый  - дурак, выходит, что и ты не так умён или силён. Унижение противника – признак слабости. Не зря же на спортивных соревнованиях соперники после испытаний жмут друг другу руку в знак примирения и дружбы.

Конечно, я согласен, что нельзя отзываться о близких с иронией. Со всеми своими недостатками, но они ваши близкие, родные люди! Другие – они могут обидеть, предать  и навсегда уйти из вашей жизни. А ваши, близкие, любят вас такими, какие вы есть, и никогда от вас не уйдут.

К книгам нужно относиться  с почтением, ведь в них отражается душа человека, его мысли, чувства, фантазии. Брать книгу чистыми руками, аккуратно переворачивать страницы, не загибать их – это правила, которые каждый знает  с детства. Это проявление нашей культуры, нашего воспитания.

Доедая суп, ни в коем случае нельзя наклонять тарелку к скатерти или к другому человеку. Такое правило этикета есть и сегодня. В случае неприятности пусть наказание обрушится на вас, а не на ближнего. Это всё равно как порвать чью-то тетрадь, а потом бросить её на парту друга. Люди должны уважать друг друга!

Я очень благодарен Вам, Марина Цветаева, за ваше письмо, в котором отражаются любовь и уважение к детям и стремление улучшить их жизнь. Я считаю, что дети во все времена одинаковые.И в современном мире каждый из нас должен быть добрым, бескорыстным, честным и справедливым.

Ещё раз спасибо!

Грабовский Алексей,

а/г Лесной, Республика Беларусь

6 октября 2017 г.

ГУО «Боровлянская гимназия»

Минского района

________________________________________________________

 

Сочинение-рассуждение по одному из афоризмов Марины Цветаевой

«Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение»

Однажды один из преподавателей некоего университета принес на урок лист белой бумаги и маркер. На одной стороне листа он нарисовал квадрат, а другую оставил белой. После преподаватель показал этот лист бумаги студентам так, что он-то видел квадрат, а они — белый лист. «Что Вы видите?» — задал вопрос преподаватель. Естественно, студенты указали на белый лист. Преподаватель настаивал на том, что он видит черный квадрат. Учащиеся выдвигали многочисленные философские теории, пытаясь объяснить, почему учитель видит некий квадрат, а они — белый лист. В конце концов один из студентов решил подойти к профессору и уже с его местоположения взглянуть на этот лист…

В буквальном смысле слова «точка зрения» — это место, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива. Студенты не видели другую сторону листа, поэтому для них точка зрения учителя была ошибочной.

Сам цветаевский афоризм уже построен на противопоставлении (точка зрения – заблуждение и зрение).

Марина Цветаева имела независимый характер и свой собственный взгляд на мир. Она не была вхожа ни в какие группы, находясь в эмиграции, не оскорбляла свою малую родину, как делали это другие…Ее «зрение» было истинным, глубоким, настоящим.

Нужно учиться видеть, замечать прекрасное в обыкновенном. Мы становимся взрослыми, и порой кажется, что возможность видеть прекрасное в мелочах вообще дана только детям. Но ведь это не так! Прекрасными действительно могут быть разные вещи. Главное, иметь способность их разглядеть.

Поэтому «я хочу иметь зрение».

Нужно учиться видеть чужое горе, чтобы протянуть нуждающемуся руку помощи. Часто, проходя мимо церкви, вижу просящих милостыню людей. Ну, как не помочь? Монеткой или добрым словом. Ведь это так тяжело выйти и попросить у случайного прохожего… Здесь к месту вспомнить слова Антона Павловича Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные». За наше равнодушие жизнь заплатит нам долги. Я хочу волноваться за всех и всё.

«Я хочу иметь зрение»

Нужно учиться видеть маленькие пытливые глаза детей, жаждущих от тебя помощи, совета или твоего времени. Заметя их, отдай им свое время. Поверь, тебе оно вернется сторицей.

«Я хочу иметь зрение»

Господи! Я не хочу быть глухим и слепым! «Я хочу иметь зрение», чтобы любить жизнь во всех ее проявлениях и красках. К сожалению, «зрение» поэтессы оказалось «потерянным». Не смогла она увидеть той соломинки, за которую так тянется утопающий.

Прокопчук Даниил, 11 «А» кл.,

ГУО «Колодищанская средняя школа»

Минского района