Школа активного гражданина - Управление по образованию, спорту и туризму Минского райисполкома
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Школа активного гражданина

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php. В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.


    28.11.2019 в учреждениях образования Минского района прошел единый день информирования «Школа Активного Гражданина» по теме «Независимая и процветающая Беларусь. Мы сделали это вместе».

    В рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» состоялись встречи учащихся 8 – 11 классов с: Тихонко Ириной Васильевной, заместителем председателя Минского районного исполнительного комитета; Шаблыко Сергеем Владимировичем, начальником отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Минского райисполкома; Мороз Юлией Сергеевной, председателем Минского областного Совета ОО «БРПО»; Пунинской Оксаной Ильиничной, депутатом Михановичского сельского совета; Гумовским Александром Францевичем, директором ОАО «Шершуны-Агро»; Кислой Натальей Анатольевной заместителем директора СООО «МАТТИОЛИ».

    Участники встреч отметили, что главными приоритетами развития белорусского государства являются – благополучие народа, миролюбивая внешняя политика, национальная безопасность. Ключевыми вопросами в фокусе обсуждения стали: суверенитет, независимость, социальное государство, чувство гордости за достижения своей страны, ценности демократического общества, масштабные социальные объекты, значимые промышленные объекты, цели устойчивого развития, гражданская позиция, гражданская активность молодежи, образование, развитие способностей, индекс человеческого развития, подготовка квалифицированных кадров, развитие экономики в Минском районе.

    В качестве информационной основы были использованы видеоролики, подготовленные Агентством телевизионных новостей Белтелерадиокомпании «Мы сделали это вместе: «Национальный академический Большой театр оперы и балета»; «РНПЦ «Мать и дитя»; «Парк высоких технологий».

     

    Технология
    «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ»

     

    Единый день информирования для обучающихся проводится каждый четвертый четверг месяца под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина».

    Ключевая идея: 9 шагов к формированию компетенций активного гражданства (подразумеваем: критическое мышление, аналитические и коммуникативные умения).

    Технология реализации: 9 ток-шоу, (открытый диалог) для параллели классов (9-х, 10-х, 11-х) под общим названием «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» (в основе – технология телевизионного шоу «Сто вопросов к взрослому» (программа стала Победителем «ТЭФИ-2007» в номинации «Программа для детей»); элементы еженедельного интервью-проекта Белтелерадиокомпании «24 вопроса»).

     

    «ШАГ»

    «Школа Активного Гражданина»

    Форма работы

    Организационные особенности

    ШАГ 1

    Сентябрь

     

     

     

     

    Ток-шоу

    «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ»

    «Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии» – это мероприятие для учащихся в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы учащиеся, находящиеся в аудитории. Содержание вопросов обусловлено тематикой дня информирования (например, обсуждается общественно-политическое событие или подготовка к нему).

    Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счётчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….», выбор лучшего вопроса.

    ШАГ 2

    Октябрь

    ШАГ 3

    Ноябрь

    ШАГ 4

    Декабрь

    ШАГ 5

    Январь

    ШАГ 6

    Февраль

    ШАГ 7

    Март

    ШАГ 8

    Апрель

    ШАГ 9

    Май

    Технология организации и проведения ток-шоу «Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии»

    1. Планирующий этап:

    • приглашение на единый день информирования определенной персоны;
    • определение целей мероприятия (в соответствии с темой единого дня информирования для учащихся).

    2. Подготовительный этап:

    • определение места и времени проведения мероприятия, состава его участников; назначение модератора (ведущего) мероприятия, лиц, ответственных за его организацию;
    • информирование участников о предстоящем мероприятии (размещение информации на сайте учреждения образования, на стендах в учреждении и др.);
    • подготовка участниками мероприятия вопросов приглашенному лицу (назначение ответственных за сбор вопросов, осуществление сбора вопросов, их дифференциация и отбор с учетом темы мероприятия);
    • подготовка видеоролика (презентации) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….»; изготовление информационных материалов с названием темы мероприятия и места его проведения; проработка других технических и организационных вопросов.

    3. Проведение ток-шоу (45 минут)

    • во вступительном слове при открытии мероприятия ведущий (модератор) представляет его участников и оговаривает регламент для постановки вопросов (одновременно можно задать не более одного вопроса; вопрос должен формулироваться кратко, конкретно и однозначно) и ответов;
    • участники знакомятся с видеороликом (презентацией) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….»; либо (по предварительной договоренности с гостем) используется прием «Одна минута» (рассказать о себе аудитории за одну минуту);
    • модератор оглашает тему для обсуждения, кратко ее комментирует, предоставляет слово гостю для краткой информации по обсуждаемой теме (до 10 минут, в зависимости о количества подготовленных учащимися вопросов);
    • в ходе мероприятия модератор поочередно предоставляет право участникам задать свой вопрос; следит за соблюдением регламента мероприятия и предупреждает участников о его окончании, предоставляя возможность задать «два последних вопроса»;
    • завершая мероприятие, модератор оглашает результаты «счетчика вопросов», благодарит присутствующих и предоставляет приглашенному лицу право озвучить лучший заданный вопрос.

    4. Заключительный этап

    • подготовка фотоотчета о проведении мероприятия и размещение его на сайте учреждения, освещение мероприятия в школьных СМИ.

    Дополнительная информация

    Достоинства ТОК-ШОУ:

    • обсуждаются проблемы, волнующие учащихся, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
    • ведущий (модератор) направляет обсуждение в единое русло в соответствии с заявленной темой;
    • мнения взрослых не навязываются учащимся, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе обсуждения, разговор натолкнет учащихся на размышления, поиск истины;
    • особая роль ведущего (модератора): он помогает правильно адресовать вопросы; задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников; комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.

      • О проведении информационных часов (формат файла..docx - размер 25,6 kb) скачать / посмотреть
      • Рекомендации по проведению информационных часов (формат файла.docx - размер 25,6 kb) скачать / посмотреть
      • Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях информатизации общества (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть
      • Актуальные аспекты воспитания гражданственности и патриотизма в процессе формирования активной жизненной позиции и высокого нравственного облика учащейся молодежи Республики Беларусь (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть
      • Формирование гражданской компетентности в системе социального партнерства (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть

      Из опыта реализации проекта «ШАГ» в учреждениях образования Минской области

      25 октября 2018 года в учреждениях образования Минской области прошел единый день информирования «Беларусь. Социально-экономические и общественно-политические события октября».

      В рамках работы «Школы Активного Гражданина» учащиеся 9-11 классов встретились с руководителями райисполкомов, ветеранами труда, представителями местных и районных Советов депутатов, Советов ветеранов педагогического труда и профсоюзного движения, дипломатами, представителями БРСМ.

      В ходе мероприятия учащиеся обсудили социально-экономические и общественно-политические события октября текущего года. В учреждениях образования Минщины прошли викторины и фотовыставки, тематические лекции, круглые столы и кинолектории.

      В Крупском районе в едином дне информирования приняло участие более 300 учащихся. В средней школе № 1 г. Крупки состоялась встреча с первым секретарем районного комитета БРСМ Владимиром Ивановичем Роговым, который рассказал об истории и деятельности ВЛКСМ.

      Председатель Холопеничского сельского исполнительного комитета Андрей Леонидович Вакулов ознакомил учащихся с инновационными формами ведения работ в сельском хозяйстве района. В гимназии № 1 г. Клецка представитель комсомольского поколения 1970-1980-х годов Людмила Владимировна Казак поделилась опытом общественной работы в комсомольской организации.

      Интересно прошел этот день в Несвижской гимназии, где состоялся открытый диалог учащихся с Леонидом Федоровичем Крупцом, который является почетным гражданином города Несвижа. В ходе беседы ребята получили уникальную возможность узнать интересные факты из биографии этого замечательного человека, задать свои вопросы.

      Все мероприятия, проведенные в рамках единого дня информирования, подробно освещены на сайтах учреждений образования.